СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ О РЕФОРМЕ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕТАЛЬНО РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СВОИХ ЧЛЕНОВ ...

Законопроект о масштабной реформе института саморегулирования в России будет внесен Минэкономразвития России в Правительство в ближайшее время. Об этом сообщил директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев на пленарном заседании III Международной конференции Торгово-промышленной палаты РФ «Практическое саморегулирование».

Открывая дискуссию Президент ТПП РФ Сергей Катырин подчеркнул, что, несмотря на существующие проблемы, институт саморегулирования в России состоялся. И теперь предстоит определить, как он должен развиваться в ближайшей перспективе.

Предваряя презентацию разработанного Минэкономразвития России законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Министр Российской Федерации Михаил Абызов напомнил, что «изначально идеология саморегулирования предполагала передачу на плечи саморегулируемых организаций функций контрольно-надзорных органов федерального, регионального и муниципального уровней, когда профессиональное сообщество может заменить не всегда эффективный государственный аппарат при выработке стандартов для осуществления контроля за деятельностью своих членов».

По словам Алексея Херсонцева, к настоящему моменту пройдены все предусмотренные регламентом Правительства процедуры, в том числе общественного обсуждения,  и в ближайшее время он будет внесен в кабинет министров.

Новый закон предусматривает решение следующего блока задач.

Во-первых, это повышение универсальности положений базового  закона.  В законопроект внесен ряд положений для того, чтобы «пресечь практику «расползания» отраслевого законодательства и вернуть отраслевые СРО в обязательных сферах в рамки 315-го закона».

Второй блок задач – это стандартизация в системе СРО. «Неэффективное выполнение функций по выработке отраслевых стандартов деятельности, возложенных на институт СРО, в той или иной степени характерно практически для всех отраслей, где введено саморегулирование с обязательным членством», - сообщил Херсонцев.

Третья проблема - вопрос эффективности контроля СРО за соблюдением её членами установленных требований. Представитель Министерства отметил, что «в законопроекте детально регламентированы вопросы контроля СРО за деятельностью своих членов».

Четвертый блок - совершенствование механизмов имущественной ответственности СРО по обязательствам ее членов.

И пятый – регламентация вопросов создания и функционирования национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСО).

Алексей Херсонцев заметил, что для решения проблем развития добровольного саморегулирования, дублировании госфункций, прежде всего государственного надзора, и функций, выполняемых СРО, в законопроекте предложен абсолютно «новый и концептуальный подход к тому, как могут добровольные СРО развиваться, и как можно стимулировать участников рынка объединяться в такие добровольные СРО». Речь идет о так называемом «соглашении о признании», подразумевающим возможность признания регуляторными органами результатов деятельности «добровольных» СРО по контролю своих членов. 

«Мы предлагаем закрепить в законопроекте возможность заключения соглашений между госорганами и «добровольными» СРО, в соответствии с которыми государство в лице органа власти признает способность СРО эффективно выполнять функции контроля за своими членами и, в свою очередь, не осуществляет или снижает интенсивность государственного контроля в отношении членов такой СРО. Эта тема может быть действительно революционной с точки зрения развития института», - заметил Алексей Херсонцев.

В Открытом Правительстве, по словам Абызова, в целом разделяют описанные Минэкономразвития направления развития института СРО и считают позицию ведомства Алексея Улюкаева последовательной.