СРО НП «ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»
филиал по Приволжскому и Уральскому
Федеральным округам

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЕЩАЮИ ЛИКВИДИРОВАТЬ

Владимир Путин поручил провести проверку правовых норм и исключить положения, которые мешают вести бизнес. Проверку должны пройти не только готовящиеся проекты, но и уже действующие законы, заявил Владимир Путин в понедельник на итоговой коллегии Минэкономразвития.

— Нужно расширить сферу публичных консультаций с предпринимательским сообществом. В том числе в рамках механизма оценки регулирующего воздействия — совместно с бизнесом — проводить экспертизу не только проектов, но и уже действующих нормативных актов, — заявил премьер.

Законодательную базу, по его словам, нужно расчистить от тех норм и положений, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Для поддержки нового бизнеса могут ввести «налоговые каникулы».

Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив (АСИ) в начале мая должен утвердить «дорожные карты» по улучшению делового климата и представить их премьеру. В «картах» изложены предложения по устранению административных барьеров при подключении к энергосетям и в строительстве, упрощению таможенных процедур и поддержке экспорта. До конца года, по поручению премьера, министерства и ведомства вместе с АСИ должны подготовить «карты» и по другими направлениям.

Одновременно с ликвидацией административных барьеров должна идти и налоговая реформа, — заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Налоговое обременение при этом должно быть справедливым — для тех, кто занимается модернизацией ставки будут меньше.

Рост высокотехнологичных производств должен стимулироваться не только за счет налоговых льгот, но и за счет закупок органов власти. При этом выделяемые бюджетные деньги должны доходить до исполнителя.

— Считаю, что Минэкономразвития должно разработать эффективную систему регулирования и контроля всех стадий госзакупок, — заявил Путин.

Правда, новая система госзакупок уже разработана. Ранее глава ФАС Игорь Артемьев говорил «Известиям», что Минэкономразвития и антимонопольной службе удалось достичь согласия в том, как должна выглядеть федеральная контрактная система (ФКС). По его словам, в проект закона о ФКС внесены лишь некоторые изменения, касающиеся хода работы. Документ уже внесен в правительство, сообщила Набиуллина.

Вообще, тема результативности государственных трат поднималась на коллегии неоднократно. К 1 июля этого года Владимир Путин поручил внести в правительство закон о стратегическом планировании. Ранее этот документ подвергся резкой критике со стороны Минфина и Совета Федерации. Его называли и небезопасным, и нестратегическим.

— Обращаю внимание — мы не просто переходим к другой структуре бюджета. По сути, меняются принципы госуправления и расходования бюджетных средств, — пояснил премьер. — Во главу угла ставится результат, достижение конкретных, предметных целей по важнейшим направлениям.

О том, соответствует ли деловой и инвестиционный климат в России ожиданиям крупного бизнеса, говорит простая цифра — по данным МЭР, около 65% отечественных компаний размещали свои акции за рубежом. Набиуллина пообещала исправить ситуацию — госкомпании, выставленные на продажу в рамках масштабной приватизации, будут размещаться на российской объединенной бирже.

— Законодательство не дает удобным образом структурировать сделки в российской юрисдикции, — отметила министр. — Государство должно показать пример: приватизация крупных компаний должна проводиться на российских площадках.

В прошлом году государству удалось продать акции 360 акционерных обществ на сумму 121 млрд рублей. Знаковой стала продажа 10% акций ВТБ и Первой грузовой компании. В этом году Набиуллина предлагает активизировать распродажу госсобственности.

— Я полностью, тезисно, согласен, но вместе с тем в практическом плане прошу вас обратить внимание вот на что, — добавил в конце выступления Набиуллиной Путин. — Мы с вами (как бы не очень приятно об этом говорить, но надо) привлекали инвестиции в электроэнергетику, и многие наши партнеры откликнулись на этот призыв, вложили миллиарды евро и долларов. А потом вы сдерживаете рост тарифов. И вполне вправе наши партнеры были спросить: «А как же обещания?»

Путин предупредил: «как бы не получилось так», что государство откажется от активов, а потом тут же начнет сдерживать рост. Впрочем, это не единственный вопрос, в котором Путин предложил «обратить внимание». В вопросах налоговой реформы для предприятий нефтегазового сектора, пенсионной реформы и других острых экономических вопросах премьер явно пытался столкнуть главу Минэкономразвития с Минфином, который традиционно придерживается противоположных взглядов.

— То, что Эльвира сказала, полностью поддерживаю, — сказал Путин и поблагодарил министра за работу.

Минэкономразвития, скорее всего, станет последним министерством, которое посетил премьер перед инаугурацией. Предлагали ли Набиуллиной место в новом правительстве, она комментировать отказывается. Часть источников в околоправительственных кругах уверена в том, что Набиуллина больше не хочет работать во властных структурах, другие, напротив, прочат ей место вице-премьера в новом правительстве.

Набиуллина еще раз напомнила суть разногласий с Минфином — брать в основу бюджета среднюю цену нефти за 10 лет, как настаивает Минфин, или за три года, как требует Минэкономразвития, — и добавила о необходимости «правила второго ключа» — ограничивать рост расходов бюджета ростом ВВП.

Налоговая нагрузка вообще-то меньше, если вычесть нефтегазовый сектор, заметил Путин. «Вычитать неправильно», — возразила Набиуллина, тем более что в обрабатывающих отраслях нагрузка доходит до 50%. И все-таки менее 30% без нефтегазового сектора, не сдавался премьер.

Что касается индексации тарифов, то у РЖД финансовое положение скромнее, чем у газового сектора, хотя в газовой отрасли и 15%, как говорят, не будет стимулом для политики энергоэффективности, поделился Путин «мыслями вслух». А повышение НДПИ на газ при сдерживании цен может привести к тому, что инвестиционные программы госкомпаний будут скромными и конкурентные преимущества России в энергетике обнулятся. Мы привлекли инвесторов в энергетику, многие вложили миллиарды долларов и евро, а потом мы взяли и замедлили рост тарифов, продолжил Путин: «А как же обещания?» Не поддержал он и трехлетнюю цену на нефть для бюджета, предложив еще подумать и подискутировать. Ведь если цена упадет, то «резать» придется инвестпрограммы и цена такой ошибки — это в никуда вложенные госсредства и увеличение недостроев, заметил Путин. На экономику могли бы поработать и пенсионные накопления — их уже 4 трлн руб., а действующие правила использовать их не позволяют, в том числе на инфраструктурные проекты, заметил он и распорядился, чтобы Минэкономразвития, Минфин и ВЭБ подготовили предложения, как эти правила изменить.

По развилкам пока спорим, признался первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Вы упрямая, Эльвира. Но это хорошо». В правительстве творческая атмосфера, добавил он, чтобы не быть неправильно понятым: именно в таких спорах и рождаются решения, способствующие экономическому развитию. Когда был Алексей Кудрин, было проще — один вице-премьер поддерживал Минфин, другой — Минэкономразвития, а в одиночку добиваться баланса между двумя ведомствами внутри экономического блока — непростая задача, посетовал Шувалов. А времени на раскачку не осталось — ожидания в обществе растут, все решения нужно принять в 2012 г., подчеркнул он: «В 2018 г. мы должны предъявить совсем другую страну».

Вопрос с инвестированием пенсионных денег и тарифами монополий — стратегическая дилемма, от которой правительству не получится уклониться, говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров, придется выбирать: либо макроэкономическая стабильность и вялый рост, либо структурные реформы и макроэкономические риски в ожидании высокого роста.

Источник: Минэкономразвития России